Объемное изображение, которое выступает не более пятидесяти процентов своего объема над плоским фоном, называется барельеф. В архитектуре почти всех стран и всех эпох барельефы были неизменным украшением фасадов самых роскошных дворцов и храмов. Нас и сегодня восхищают барельефы украшающие памятники архитектуры, созданные в разных стилистических направлениях и в разных странах и, конечно же, поражает своим величием и загадочностью греческий барельеф.
Еще в крито-микенской культуре началось развитие искусства греческого барельефа. По сложившемуся мнению все представляют эти объемные изображения, изготовленными из мрамора. На самом же деле в древние времена их часто окрашивали и покрывали золотом. Ярким примером этого объемного изображения может служить рельеф, который украшает фриз Парфенона. На нем изображены граждане Афин, которые процессией проходят на празднование Панафей.
Главной темой этого античного рельефа всегда была человеческая красота, которая великими скульпторами доводилась до совершенства. Несмотря на то, что мастера максимально подражали природе и стремились создавать свои творения в реалистичном стиле, через все сюжеты, на которых обязательно есть идеальные фигуры людей, проходит мифологическая линия. Не так часто, как мифологический сюжет, в греческом барельефе использовались изображения трудовых и бытовых сцен. Все композиции этого объемного панно развивались, следуя развитию живописи, и всегда были ритмичны, с четкой структурой и рациональны.
Передача сюжета в объеме на фасаде позволила архитекторам кардинально изменить внешний облик построек. Фасады стали пластичные, характерные и выразительные, а зрители смогли любоваться великолепными мифологическими историями, где главными персонажами были боги и легендарные герои.
Первым мастером барельефов считается Дедал. Он творил еще во времена правления царя Миноса. Во многом развитию такого вида архитектурного рельефа способствовала ордерная система. Кроме стен в храмах были выделены фронтоны и фризы, которые и стали активно украшаться таким декором.
Для такой «каменной картины» отводилась определенная площадь, и именно этой площади соответствовал ее размер. Именно ограниченный размер стал главным фактором для развития яркой и выразительно композиции, которая идеально гармонировала с архитектурной направленностью храма.
Значимой деталью в архитектуре храма в те времена был фронтон, имеющий форму треугольника. С двух сторон он ограничивался кровлей, а третья граничила с карнизом. Великий скульптор, создающий барельеф для фронтона, должен был сотворить сюжет из фигур, который не нарушит гармонию здания и заполнит всю поверхность треугольника. Поэтому барельеф всегда насыщенный и максимально выразительный.
Сменялись эпохи, менялась философия и как следствие менялись сюжеты и композиции барельефов. Объемные изображения становятся более «земными» и появляются объемные портреты, высеченные из камня, знаменитых мыслителей и меняется динамика композиции сюжетов. Греческий барельеф, это уже конфликт, показывающий сражения и битвы, а также романтика.
Сюжетам и композициям этих барельефов уже не одна тысяча лет, но именно они остаются популярными сегодня для оформления зданий в классических стилях и даже для отделки современных построек.